рекомендуют логопеды
2024-2025 учебный год
Агрессивность у старших детей.
Что такое агрессивность?
Жалобы на то, что ребёнок дошкольного возраста ведёт себя агрессивно, психологи слышат от родителей и воспитателей чаще, чем какие – либо другие. Однако попытки уточнить, в чем же конкретно выражается агрессивность маленьких детей, приводят иногда к неожиданным ответам – «Утащил у бабушки очки», «Без разрешения играл в компьютерную игру и отказывался прекратить», «Обозвал сестрёнку дурой», «Отказался поцеловать тётю, которая давно его не видела».
Ни один из перечисленных примеров не подходит под определение агрессивного поведения, которое мы понимаем как немотивированное нанесение ущерба социальному и предметному миру. Это означает, что ребёнок стремится ломать предметы, портить вещи, ссориться с окружающими не оттого, что претерпел обиду, связанную с ним, а по причинам чисто внутренним, с этими людьми и предметами не связанным. Причем рационального объяснения такого поведения родители не могут вывести из конкретных ситуаций.
Откуда берётся агрессивность?
У детей в возрасте 2-4 лет умеренно выраженная агрессивность может быть обычным проявлением преходящего психологического кризиса, характерного для данного возрастного периода.
Однако, при неправильном воспитании или при некоторых нарушениях психики агрессивность может отмечаться и у более старших детей. Психологи выделяют несколько воспитательных факторов, которые могут способствовать агрессивности:
1.Жестокое отношение родителей к ребёнку.
Чтобы выяснить, может ли вызывать жестокое отношение родителей агрессивность у детей, было проведено исследование в одном из московских детских садов. Родители были опрошены о том, как принято наказывать детей в семье и что они считают приемлемой мерой воздействия. Все ответы были разделены на две группы:
- если ответ родителей был примерно таким: «Я шлёпаю, ставлю в угол, лишаю того, что любит ребёнок, запираю в комнате» - то это относили к жестким проявлениям наказания.
- если же родители старались не реагировать на «неправильное » поведение ребёнка или убеждать его, переключать на другие действия, то это относили к мягким мерам воздействия на детей.
Что же показали результаты статистической обработки? Оказалось, что и впрямь, агрессивность детей выше в тех семьях, где придерживаются жёстких форм наказания. Однако не всех детей – а только девочек. Агрессивные вспышки у мальчиков проявляются в равной степени во всех семьях, независимо от форм наказания.
Это значит, что девочек жестко наказывать опасно – то зло, которое они получают от взрослых, они незамедлительно вымещают, «отреагируют», как это называют профессионалы, в любой пригодной для этого ситуации. Не имея возможности ответить в полной мере на поступки старших, переживаемые ребёнком как несправедливые, недобрые, он направляет свою агрессивность на другие объекты, более безопасные для ребёнка, чем взрослый – других детей или менее защищённых родственников (бабушку, младшего брата), животных, растения, просто неодушевлённые предметы. Что касается мальчиков, то жестокие наказания могут способствовать развитию у них различных неврозов.
Если жестокое воспитание определяется вашей собственной агрессивностью, то следует хорошо подумать о том, что вас раздражает в семье или вне дома и направить вашу собственную агрессивность к тому источнику, который её породил.
2. Эмоциональная депривация.
Агрессивное поведение детей может также порождаться не недовольством другими, а недовольством по отношению к самому себе, отсутствием любви к самому себе, право на которую не подтверждается эмоциональным отношением со стороны родителей – лаской, похвалой, добрым словом или жестом. Такое бывает при так называемой эмоциональной депривации (от английского deprive-лишать), т.е. его не наказывают, но при этом никак не поощряют. А ведь именно активное поощрение является подтверждением самого факта существования ребёнка как личности, как ценности, как значимого явления в жизни семьи.
Для проверки этой гипотезы психологи опросили родителей относительно того, какие формы поощрения используются в семье, а точнее за что? И вновь разделили родителей на две группы. К первой группе отнесли тех, кто хвалит ребёнка только за видимые достижения – за то, что он что-то выучил, совершил добрый поступок, научился зашнуровывать ботинки, налил собаке в миску воды и т.д. . Во вторую группу попали те родители, которые не ограничивают себя в выражении своего восхищения ребёнком – как при наличии повода, так и вообще без причин, просто за то, что он такой хороший, что он у них есть, что им гордятся и радуются, даже если он не совершает никаких подвигов. Оказалось, что отсутствие постоянного эмоционального поощрения может вызвать агрессивность как у мальчиков, как и у девочек, хотя девочки всё же чувствительнее и к форме наказания, и к отсутствию поощрения.
Безэмоциональность родителей, душевная пустота, в которой живёт ребёнок, иногда оказывается гораздо более сильным стимулятором агрессивности, чем суровое наказание. Иногда ребёнок может пережить , если его строго, иногда несправедливо наказывают, потому что при этом его всё таки замечают, выделяют как фигуру из фона обычной семейной жизни. Если же он не получает немотивированного поощрения, это воспринимается и переживается как не подтверждение его существования вообще, что субъективно оказывается самым сильным наказанием. Всё сказанное относится и к нашим взрослым родственникам – ведь в душе у каждого живёт маленький ребёнок. Поэтому, постараемся внимательно посмотреть на тех, кто рядом с нами, вспомним о том, невнимание есть наказание.
29.01.2025 учитель-логопед Кострицина С.В
Специфика методов и приёмов в семейном воспитании детей дошкольного возраста.
Наказание, поощрение, прощение.
В семье наиболее распространёнными мерами воздействия на детей являются наказание и поощрение – метод кнута и пряника, возникший в глубокой древности
В педагогике издавна ведётся полемика о том, являются ли наказания необходимыми при воспитании детей
В.А. Сухомлинский выступал, как решительный противник наказания. Он считал, что маленьких детей надо воспитывать только добром и лаской, целесообразно организовав их жизнь в семье, детском саду, школе. А.С. Макаренко придерживался той точки зрения, что без наказания можно обойтись, если с первых лет жизни приучать ребёнка к режиму, выполнению требований, делать это терпеливо, без раздражения. По мнению А.С. Макаренко, безнаказанность вредна: там, где наказание нужно, оно является таким же естественным методом, как любой другой метод воспитания.
Традиционно наказание – это такое воздействие на ребёнка, которое выражает осуждение его действий, форм поведения, противоречащих принятым нормам, это не столько действие со стороны взрослого, сколько то, что происходит в наказываемом ребёнке, то, что при этом переживает. «Детей наказывай стыдом, а не кнутом». Под влиянием наказания у ребёнка должно укрепиться стремление поступать впредь соответственно с установленными правилами. Не следует напоминать ребёнку о прошлых наказаниях, упрекать ими.
Неправильное использование наказания приводит к тому, что ребёнок не чувствует свою вину, не осознаёт, что он неким образом нарушил хорошие взаимоотношения с близкими людьми, и будет восприниматься им как акт насилия, вызовет лишь обиду, досаду, злость против того, кто это совершает.
Следует иметь в виду возрастные особенности маленьких детей, которые могут быть причиной проступка (например, недостаточная координация движений, эмоциональность, несбалансированность процессов возбуждения и торможения, подражательность, любознательность и многое другое). Поэтому иногда достаточно ограничиться репликой, замечанием. Часто ребёнок своим поступком сам наказывает себя, поэтому больше нуждается в сочувствии со стороны взрослых, чем в карательных мерах. Если ребёнок ждёт за каждую ошибку наказания, то страх парализует его стремление самому строить своё поведение. Боясь наказания, он будет обманывать взрослых, хитрить, изворачиваться. Не правильно наказывать ребёнка в состоянии раздражения, усталости, по подозрению, суммировать несколько поступков для наказания. Ребёнок не понимает справедливость подобных наказаний, поэтому они порождают новый конфликт в отношениях с родителями. Недопустимы наказания трудом («сломал игрушку – иди убирайся в своей комнате»), наказания, вызывающие страх («сиди один на тёмной террасе»). Грубая брань, оскорбления, обидные прозвища травмируют психику ребёнка, ослабляют его волю, вызывают недобрые чувства к взрослым.
На пороге 21 в. о физических наказаниях в условиях семьи заговорили на международном уровне, что отразилось в «Конвенции о правах ребёнка» (1989). Дети, подвергающиеся дома побоями, не верят в доброе слово взрослых, скептически воспринимают такие моральные нормы, как «не обижай маленьких, помогай слабым». После розги и ремня дети чувствительны к другим мерам воздействия.
Возможны наказания в виде лишения развлечений, отстранения от какой-то деятельности. В отдельных случаях уместен метод естественных последствий: забрызгал зеркало – вытри, насорил – убери. Старшие дети чувствительны к лишению доверия. Дети тяжело переживают изменение отношения к себе. Поэтому в качестве наказания взрослые могут проявить к ребёнку сдержанность, некоторую официальность, холодность.
Поощрение как воспитательное средство более дёйственно, чем наказание. Стимулирующая роль поощрения заключается в том, что в нём содержится одобрение действия, способа поведения ребёнка. Значит, поощрение ориентирует на хорошее, доброе в развивающейся личности и закрепляет стремление и продвижение ребёнка в этом направлении. Переживание радости, удовлетворения от одобрения его усилия, стараний, достижений вызывает у ребёнка бодрость, способствует благоприятному самочувствию.
Поощрение теряет педагогическую ценность, когда у ребёнка появляется привычка ожидать похвалу, материальное подкрепление за успехи в любых делах. Не следует злоупотреблять поощрением: то, что ребёнок выполняет по обязанности, что ему легко и доступно, не нуждается в похвале. В домашнем воспитании должно стать правилом: поощрение надо заслужить, мобилизовав свои усилия, проявив самостоятельность. Укладывая ребёнка вечером, можно вспомнить о его добрых делах, заслугах, отметить достижения.
Итак, основное средство поощрения – это слово взрослого, обращенное к ребёнку, похвала.
Золотая середина в воспитании ребёнка в прощении!
Взрослые должны овладеть искусством, прощать. Прощение, по сути, значит примирение, а оно поднимает в сердце ребёнка волну добрых чувств к маме и папе, которые умеют быть великодушными, добрыми, способными прощать. Бескорыстное отношение к детским проступкам благотворно сказывается на нравственном развитии «нарушителей» общественных норм.
Строгие, никогда не прощающие родители постоянно углубляют пропасть между собой и ребёнком, толкая его к иным советчикам, друзьям, которые могут завести не в самую лучшую сторону. Но и постоянная готовность прощать ребёнка чревата потерей авторитета и возможности влиять на ребёнка.
25.12.2024 учитель-логопед Кострицина С.В