Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Блоки Дьенеша 2016

сб, 01/08/2020 - 18:53

Блоки Дьенеша
Золтан Дьенеш, изобретатель логических блоков – венгерский математик и педагог, развивший теорию «новой математики» и считавший, что учиться лучше не за партой, а играя. Логические блоки – это развивающая игра, рассчитанная на детей от 2 до 10 лет. 
Основная цель и задача - помочь родителям научить детей выполнять логические операции  – разбивать объекты по свойством, кодировать информацию, обобщать и находить различия, сравнивать, классифицировать объекты и т. д. 
Блоки Дьенеша помогают детям познакомиться с признаками объектов (формой, цветом, размером и т. д.), развить пространственное воображение, творческие способности, фантазию, навыки конструирования, моделирования, речь, логическое мышление и даже самостоятельность и произвольность! 
Разумеется, что на каждом возрастном этапе - свой уровень «вхождения» в математику. И прелесть блоков венгерского математика именно в том, что с помощью них можно придумывать игры и занятия для каждого из возрастов – в соответствии с той информацией, которую ребенок готов усвоить. 
Фактически, логические блоки – это «игра на вырост», которая будет полезной долгие годы. Набор состоит из 48 логических блоков разных: 
    • цветов ( красные, желтые синие) 
    • форм (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные) 
    • размеров (большие и маленькие) 
    • толщиной (толстые и тонкие) 
    • В наборе нет одинаковых фигур, каждая обладает уникальным сочетанием этих четырех признаков: цвета, формы, размера и толщины.
    • При играх с блоками Дьенеша часто используются дополнительные карточки - с символами свойств: 11 карточек с условным обозначением свойств (желтый) и 11 – с отрицанием свойств ( некруглый) 
    • С чего же начать?
    • Чему можно и нужно учить двухлеток, что будет интересно детям 4-х или 6-летнего возраста? 
    • Формально можно разделить цели на последовательную цепочку:
    • сначала учим детей выявлять свойства 
    • затем сравнивать предметы по найденным свойствам 
    • переходим к классификации, обобщению 
    • осваиваем логические операции и язык символов. 
Варианты занятий и игр с Блоками Дьенеша.
Как играть?
Теоретически самые простые, первые варианты подходят для самых маленьких, и последние – для детей старше. Практически не обязательно привязываться к возрасту. Лучше ориентироваться на то, что может и хочет именно ваш ребенок. Важно не заставлять его решать задачи «высокого» уровня сразу и снова и снова играть в более легкие и простые игры, пока вы совместно не добьетесь заданной цели – например, познакомиться со свойствами предметов или научиться разделять блоки по определенному признаку. Для малышей 2-4 лет занятия лучше «обыгрывать» в сказочной форме – скажем, мы не просто разбираем блоки по цветам, а собираем «цветочки» или «грибочки» в разные корзиночки. При игре в «цепочку», описанной ниже, можно не просто собирать эту последовательность блоков, а выстраивать «мостики» для мышки через речку. 
Знакомство со свойствами.
- «Не глядя». 
Кладем разные блоки в мешочек и просим, не глядя, то есть на ощупь, распознать и достать блоки определенной формы. 
-«Сортируем по признаку». 
Выкладываем в общую кучу все блоки и просим отделить все круги. Затем – все синие предметы и т. д. 
-«Найди такой же». 
Показываем один блок и предлагаем найти такой же по толщине (цвету, форме, размеру). Затем – «не такой же». 
  - «Кто лишний». Предлагаем ребенку несколько предварительно выбранных вами блоков. Один из них должен быть лишним, то есть отличаться по одному свойству. Скажем, три синих блока и один желтый. Предлагаем угадать, что – лишнее и обязательно спрашиваем, почему? 
Сравнение по свойствам
1. Если вообразить, что блоки Дьенеша – это угощения для кукол, то можно предложить детям разделить угощение. Скажем, зайки едят только морковки (треугольники или красные блоки), а мишки – только мед ( прямоугольные «бочонки» или желтые блоки). Выкладываем весь набор в общую кучу и просим малыша выбрать все угощения, подходящие для зайки и мишки. 
2. «Кто быстрей?» 
Выбирать блоки с нужными признаками можно на скорость, соревнуясь с родителями – кто быстрее соберет больше красных блоков? Или кто быстрее соберет блоки своего цвета (вы собираете все желтые, малыш - все синие) 
3. «Цепочки» - выстраивание цепочек, последовательностей блоков ( фигур). Просим ребенка выложить цепочку блоков по определенным признакам: все фигуры одинакового цвета или размера. Затем – все фигуры одинакового цвета, но разного размера и т. д.
4. «Не-свойство». Мы берем блок и просим ребенка описать его свойства, пользуясь частицей «не». Например, синий треугольный блок какой? Не-красный, неквадратный, нетонкий. Затем можно попросить найти все аналогичные «не-блоки» - все «не-синие» или «не-треугольные». 
5. «Угадай-ка». Для этой игры вам нужны логические блоки и мешочек. Ведущий (например, вы) берет один блок и, чтобы второй игрок не видел, прячет его в мешок. Второй игрок ( ребенок) должен угадать, что за фигура в мешочке, задавая вопросы, на которые вы можете ответить только «да» или «нет». Соответственно, вопросы должны быть такие, как: «Эта фигура – желтая?», «Она – прямоугольник?»

 

Презентация занятия