Что такое масса? 2016г
Знакомство с понятием «масса предмета»
В дошкольном возрасте важно подготовить ребенка к усвоению мер массы и сформировать чувство веса, возникающее на основе тактильных ощущений. Чувство веса формируется в практической деятельности. Методическая работа в детском саду начинается с развития у детей «барического чувства». Давление предмета на ладонь руки дает возможность определить его тяжесть относительно другого. Это явление получило название «взвешивание на ладонях». Оно является первичным в восприятии ребенком веса и массы, определении и выделении предмета, который легче, чем другой, тяжелого и легкого среди нескольких.
В 3-4 года дети ориентируются на внешний признак, а именно: тяжелей то, что больше по размеру. Когда они берут предмет в руки, иногда в одну руку, дети его сжимают, раскладывают при этом словами «тяжелее – легче» не пользуются. При этом они не могут найти такой же предмет по массе, весы же используются детьми в качестве игрушки. Относительность массы никак не фиксируют. С этого возрастного периода начинается накопление опыта восприятия и различения предметов по массе.
В дошкольном возрасте важно подготовить ребенка к усвоению мер массы и сформировать чувство веса, возникающее на основе тактильных ощущений. Чувство веса формируется в практической деятельности. И сегодня мы с Вами этим и займемся…
- Покажите ребенку предметы разной тяжести, вначале очень контрастные: перышко и стул, тетрадь и кирпич.
- Затем покажите разнообразные предметы и дайте ему возможность поднять и оценить вес с помощью следующих действий: поднять одной рукой, двумя руками; взвесить на обеих или на одной ладони; взять в руку предмет и, опуская его, наблюдать, как он падает - быстро или медленно, что произойдет при соприкосновении с поверхностью.
При этом очень важно объяснять в речи свои действия и те выводы, которые можно сделать.
Детей нужно подвести к пониманию относительности веса по двум параметрам.
Вес не зависит от величины предмета. Для этого детям предлагается оценить степень тяжести предметов из разных материалов и разной величины: пакет ваты, гвоздь, толстая книга, настенный календарь, носовой платок, молоток и др. Можно попросить ребенка определить на глаз вес разных предметов, не трогая их: стула, ножниц, подушки, бумаги, игрушек. После ответов дайте возможность детям самим убедиться в их правильности.
Информативными для детей являются упражнения на сравнение массы предметов, одинаковых по величине, но изготовленных из разных материалов (ложка пластмассовая, металлическая).
Практическую значимость для детей имеют знания о весе тех предметов, которые традиционно считаются легкими (пушинка, ниточка, вата, соломенная шляпа, перышко и др.) и тяжелыми (чугунная плита, гиря, гантели, ведро с песком и др.).
Различение ощущений веса разных предметов закрепляется в дидактических играх:
«Чем различаются?»
Родитель предлагает ребенку сравнить, взвесив на руке, и определить, какой предмет легче, какой тяжелее при существенной разнице в весе: книга и карандаш, камень и лист бумаги, гантели и бумажная галка, воздушный шар и футбольный мяч, перышко и книга, гвоздь и семечко.
«Определи вес»
Ребенку предлагают определить на глаз: по картинкам с изображением предметов, какой из них самый тяжелый, тяжелый, самый легкий, легкий (книга, перо, камень, подушка, шляпа, лист бумаги, пуговица и др.).
«Весы - пирамидка»
Ребенок, складывая пирамидки на «чашах» весов, определяет, где масса пирамидок тяжелее, а где легче.
«Легче - тяжелее»
В емкость с водой опускать различные предметы (камень, бумагу, пластмасс и т.д.) и, ориентируясь на результат, делать выводы, какие предметы легче, а какие тяжелее.
Остальные игры Вы можете придумать сами, включив свою фантазию и выдумку. Удачи!